|
Нечитаемый номер двигателя: пан или пропал
Покупка старого автомобиля, тем более с рук, похожа на лотерею. При предварительном осмотре возникают различные вопросы из разряда «действительно ли машину использовала бабуля для поездок в церковь по воскресеньям?» И если проверить техническое состояние можно с помощью диагностики, то с документами все гораздо сложнее. Конечно, «пробить» номерные знаки на посту ДПС бывает очень полезно, но это не дает гарантии от криминалистической экспертизы при постановке на учет.
Когда на кону стоит дорогой автомобиль, продавец которого вызывает сомнения у потенциального покупателя, лучше помимо технической прибегнуть и к криминалистической экспертизе. Эта процедура подразумевает под собой проверку подлинности документов и совпадения номерных обозначений кузова и двигателя с указанными данными в ПТС. Хуже, если несовпадение номеров заметит автоинспектор во время осмотра номерных агрегатов. Если милиционер решит, что номера перебиты, машину могут конфисковать и отправить на штрафстоянку. О постановке на учет этого автомобиля можно забыть, ровно как о машине и потраченных на нее деньгах. Прежний хозяин, естественно, будет все отрицать – зачем ему лишние проблемы с законом? Дальнейшая судьба машины зависит от результата криминалистической экспертизы.
Согласно Указу президента РФ №711, автомобили, приобретенные за пределами России, с перебитыми номерами узлов и агрегатов либо не имеющие этих номеров, не могут быть зарегистрированы в установленном порядке. До выхода приказа обманутый покупатель мог пусть с трудом, но доказать через суд, что номера были перебиты прежними владельцами. Юристы разводят руками и советуют не отдавать деньги сомнительному продавцу, так как практически все автомобили с перебитыми номерами состоят в базе по угонам.
К криминалисту машину могут отправить даже если номера сложно прочитать. Например, если весь номер или часть цифр покрыты трудно удаляемой коррозией или разъедены ржавчиной. Здесь все проще – машину не конфискуют, а отдают владельцу и направляют на экспертизу. У эксперта на этот случай есть специальные средства и щетки, с помощью которых удаляется все лишнее, и номер становится читаемым. Обычно эта процедура занимает от пяти до сорока минут. Если номер совпадает с документами, криминалист дает направление на постановку на учет (к нему прикладывает свое заключение и фотографии восстановленного номера). А если после удаления ржавчины появился номер от автомобиля, находящегося в угоне, его возвращают первоначальному владельцу. По словам криминалистов, обычно преступники спиливают цифры или выжигают их кислотой.
Третий вариант – не самый неприятный, но все же затратный. Если номер на детали прочитать невозможно, ее утилизируют. Тогда автовладельцу придется раскошелиться на новую деталь, а покупка «чистого» кузова или двигателя, даже б/у, выльется «в копеечку». К тому же постановка на учет затянется из-за оформления новых номерных агрегатов.
В теории все звучит гладко, но у автора статьи есть личный опыт прохождения криминалистической экспертизы. Осенью 2008 года мной был приобретен автомобиль Toyota MR2, несколько лет назад приехавший в Россию из США. Машина не новая, но для своих лет кузов и агрегаты отлично сохранились. Покупка производилась с рук, поэтому номер двигателя проверить не удалось из-за специфики его расположения – для этого надо было открутить пару запчастей под капотом. И в ГАИ мы поплатились за свою лень – инспектор не смог разглядеть часть цифр из-за ржавчины. На основании этого было заведено уголовное дело, составлен акт об изъятии документов на машину, а на руки были выданы заверенные копии (чтобы до выяснения обстоятельств с машиной невозможно было совершить никаких регистрационных действий). Также было написано объяснение при каких обстоятельствах, у кого и где был приобретен автомобиль.
К эксперту по записи попали лишь через неделю, причем в утреннее время – пришлось отпрашиваться с работы на полдня. К 10 утра приехало несколько машин, сформировалась живая очередь. На площадку к криминалисту закатывали по две машины. Рядом с нами водитель старенького «Москвича» орудовал щеткой, и уже через пять минут номер был прочитан. С нашей машиной пришлось повозиться – с фотоаппаратом к номеру двигателя просто так не попадешь, а сделать снимок надо было обязательно, пришлось разбирать машину. Эксперт определил, что номер не перебит, а уничтожен естественным путем. По результатам осмотра было составлено официальное заключение, которое было отослано в МОТОТРЭР. Дальнейшее ожидание разрешения дела длилось два месяца: за это время документы были направлены в прокуратуру, закрывалось уголовное дело, в разные инстанции отсылались запросы… Итогом этой «эпопеи» стала успешная постановка автомобиля на учет и запись в документах «номер двигателя полностью уничтожен коррозией».
Никому не хочется омрачать покупку автомобиля такой ситуацией. Тем, кто не хочет рисковать, можно посоветовать брать машину в автосалоне. Дилер возьмет на себя проверку автомобиля и, в случае неприятностей, отвечать перед законом будет он, а не покупатель. Как говорится, скупой платит дважды: лучше один раз переплатить профессионалам, чем надеяться на авось.
|