Статьи.

Гон в полдень

Как известно, Николай Фоменко проводит полный сезон в чемпионате мира (теперь по буквам: М-И-Р-А) по автогонкам в классе Grand Tourismo (класс N-GT) на автомобиле Porsche 996 немецкой команды "Фрайзенгер". И чтоб не стебались, Николай дал Ивану Падерину эксклюзивный почти монолог об этих гонках.

911 GT3Ты отгонял, отлетал и отпахал днищем целый сезон на мировом уровне. Что ты скажешь про весь этот спорт?

- Вообще чем дальше ощущаешь себя в этих гонках, тем больше понимаешь, что все, что произошло с нами (Фоменко + Алексей Васильев = экипаж ТНК Рэсинг. - Прим. ред.) за этот год, - это какой-то нонсенс. Почему на нас обратили внимание? С чего мы вдруг так поперли? Васильев - так тот вообще стал привозить лучшие времена в команде... Я не понимаю... Ведь у "Фрайзенгера" нет проблем с гонщиками - к нему идут ехать готовые чемпионы. Но он взял нас. Это не промо-акция, не реклама. "Фрайзенгеру" не нужно внимание к его команде. Это команда с 35-летним стажем, выигрывшая в спортпрототипах все что только можно, у них за спиной 14 "Ле-Манов" и DTM. И им ничего не нужно доказывать - как "МакЛарену", например. А мы, изначально, кроме риска, ничего не могли ему предложить. Я не понимаю...

Фоменко возле гоночного GT3Отношение к нам менялось от этапа к этапу. Сначала на нас как на эфиопов приезжали смотреть из FIA, из "Евроспорта": "О, смотри-ка, они едут! и не переворачиваются! О, они уже 20-е, ух ты!". На первой гонке герр Фрайзенгер сказал: "хорошо, если вы не разобьете машину и будете стараться доезжать". Ну мы и поехали. Поехали неожиданно быстро. А как мы прошли тест FIA перед началом чемпионата, это как вступительный экзамен? Приезжаем в Монцу. Новая неизведанная машина, 500 сил, задний привод. И это сразу после 180-сильных "хонд"! Это все равно что с мопеда пересесть на спортбайк! В паддоке стоят огромные фуры с покрышками "Мишлен" и "Данлоп" (между ними в GT идет настоящая шинная война) и сюда же въезжает буквально "газель" задрипанная с резиной "Иокогама" на которой нам и ехать. Какую-то дохлую старую резину нам выкатили просто - чудовищно все. Естественно, мы в бешенстве. Но мы тест проезжаем. В то время как многие соперники знали трассу в Монце как свои пять пальцев, мы с Васей проходили ее по... компьютерным играм. Купили в Москве по игрушке и вбивали трассу по 15 часов в день. И надо сказать, что это потрясающе помогло: там можно увидеть, где у кого какой ход, переключения, возможности траектории. Все-все-все я задолбил просто до автоматизма. Но уже на реальной трассе я с ужасом для себя понял, почему гонщикам F1 платят т-а-к-и-е большие деньги, и вообще откуда так много разговоров об этом. Так быстро, как в Монце, не было уже нигде. Это потрясающая трасса. И находясь в Параболике, я понимаю, почему так истерично кричит Попов по телевизору. Это сумасшедший дом, где у тебя в оконечности скорость 320 км/ч, которые ты за 160 метров осаживаешь до 70! Психологически с 320 погасить машину до 70 и сразу открыть газ невозможно и физиология не позволяет. Ты висишь на ремнях и заправляешь машину в поворот в этот момент. Перегрузка, ты ни фига не соображаешь. Если F1 подъезжает к этому повороту со скоростью 260 км/ч с места, то первые GT валят там 340 с хода. И эта вся мама - 36 автомобилей - валит в поворот на таких ходах! И нет никакой дистанции, никакого зазора между машинами! Монца - очень коварная трас-са.Там много "отдыхальных" мест, начиная с Прима-гранде, где ты открылся до шестой передачи и на прямике отдыхаешь, организм восстанавливается от той перегрузки которая была до этого в повороте. И ты расслабляешься и не замечаешь, как оказываешься на стометровой отметке торможения, начинаешь гасить автомобиль, а погасить его уже нереально. Нет никаких шансов его остановить!.. И поехали в ловушку, и легли там навсегда, и нас забыли. Это Монца. Это была квалификация на чемпионат. 12 машин отсеялись. А мы были в счастье, мы прошли!

Фоменко и Васильев И еще мы увидели фантастический взлет "вайпера" команды "Ксайкон" на прямой старт-финиш, рядом с будкой телеметрии. Он взлетел на скорости 320 км/ч и улетел... как бумажка. И каким-то чудом не прошиб эту будку. И его закручивало штопором, и от него все отлетало. Понимаешь? Нет, он ни во что не врезался, это была прямая. Это не была ошибка пилота, а просто человек несся. Может, это был клин тормозов, может, нарушение аэродинамики... Когда мы это увидели, мы поняли: "хм, мы действительно присутствуем на очень жестком эксперименте".

Потом мы заявили, что будем стремиться залезть в "очковую зону". Нам же говорят: "нет-нет-нет, вы что, ребята, это совсем другие бабки, это вообще все другое, это другая жизнь! Вы что, смеетесь?". Ну, естественно, мы повесили нос: денег взять неоткуда и непонятно, на что они нужны, нам еще нужен опыт, нужны инженерия, другая подвеска, другая резина, масса другого. То есть когда начинаешь учиться быстро управлять автомобилем и его чувствовать как ВАЗ-2108, то, конечно, возникает масса технических вопросов: а не поменять ли валы, углы, шины? и т. д. А на это нет денег и никогда не будет. Но опять случилось чудо!

911 GT3 экипажа ТНК Racing TeamЭто был уже четвертый этап чемпионата. Все началось с того, что "Иокогама" привезла свою фуру, которая ничем не уступает ни "Мишлену", ни "Данлопу" - свой шинный мини-завод, в котором есть все. Персонал - только японцы. Затем мы увидели в своей машине именно ту подвеску, о которой мы мечтали, но даже не заикались о ней, так как знали, что на русских никто не будет тратить столько денег. Но мы ошибались! Это было первое подтверждение того, что на нас в команде обратили внимание. На радостях за первый день практики Вася вынес по времени оба других, штатных, экипажа нашей команды. Благодаря ему мы стали лучшими "Фрайзенгерами". Естественно, что 57-й и 58-й экипажи (мы 59-й) на нас смотрели волками. К нам подбегает механик: "Спокойно, мы быстрее всех". Чтобы в команде про нас сказали "мы" - такого никогда раньше не было. На следующее утро, перед гонкой, мы приходим в боксы и видим следующее: на нашей машине сидят два спеца из "Порше-мо-торспорт", их лаптопы воткнуты в мотор и они скачивают информацию с нашего бортового компьютера. Такого никогда не было, чтобы "Порше-моторспорт" пришел к каким-то русским Васильеву и Фоменко (кому они нужны, эти клоуны? Ха-ха-ха!). Но и это еще не все. Немцы отказались нести на старт наш флаг, российский. В команде назревал Сталинград. Но на стартовой решетке к Васе подошел сам Фрайзен-гер, наклонился в кабину, взял его за руку и сказал: "Ну давай аккуратней". И ушел. Это за пределом. Этот человек вообще не выходит на пит-лэйн, а тут такое... Вася стартовал с 25-й позиции, за два круга накатил еще 4 позиции и взял очень высокий темп, с которым ехали главные люди. Я был потрясен.

Фоменко и ВасильевВообще главное - это держать темп. Это как правильное дыхание. Мы его держим, вроде бы, и понимаем почему мы бросили курить.

Боже! А сколько русских внутренних ошибок, которые мы совершаем! Ну не надо так быстро проезжать связку, не надо чтобы глаза вылезали! "Они" проходят все гораздо спокойнее, плавнее и, как оказывается, быстрее. Мы разобрались в этом слишком поздно, но мы разобрались. И это самое главное.

Теперь ты можешь сравнивать два формата автоспорта - российский и мировой...

- К великому счастью. Еще в прошлом году, когда мы с Лехой Васильевым первый раз выезжали гоняться на GT, то с ужасом поняли, что наши представления об автоспорте, о том, что мы делали и чего добивались на уровне чемпионатов России, на самом-то деле стоят на одной ступеньке с какими-нибудь клубными гонками в Германии или во Франции, когда по воскресеньям выезжают любители. Не потому что мы такие плохие. Разница не в принципах самой езды, а в подходе к делу. В Европе занимаются этим 100 лет, у нас - 10 с перерывами на экономику и другие абсурды. И наши гоночные команды научились пока что внешне красиво выглядеть или длинно называться. А гонщики как были по совместительству автослесарями, так и остались. Весь наш автоспорт - это молоток и шарошка. Расшарошил двигатель, завелся, заглох, напился. Все.

Васильев и ФоменкоТеперь, когда я увидел, как все происходит в Европе, я могу сравнивать и могу говорить об этом. Там, если на тренировке перед стартом машину мотыляет по трассе, то с ней, оказывается, вовсе не надо бороться, а надо заехать в боксы и сказать инженерам, что машину мотыляет. Они скажут ОК, нырнут под капот, что-то подкрутят и машину перестанет мотылять, но начнет винтить. Значит, опять надо будет заехать в боксы... и так пока она не поедет как надо. Все просто. Мы ж по привычке будем все 40 кругов приспосабливаться к поведению машины. Вот советскость-то наша где!

Ты идеалист...

- Нет, просто все думают, что у России свой путь и в автоспорте. И поэтому продолжают заниматься доводкой того, что довести нельзя. Все это мастурбация первых двух передач в коробке. Пресса еще что-то находит в этом. За эти годы я говорил со многими, кто хотел бы инвестировать в автоспорт. И только в ТНК нашлись патроны, кто понял, что автоспорт это не антураж возле боксов, не комбезы с логотипами и не открытки журналистам на Рождество, а это высокие технологии и доведенный до совершенства менеджмент. И отставание в автоспорте в принципе зеркально отставанию в экономике. И наше командное счастье в том, что мы поняли это. Теперь мы можем двигаться дальше - хотя бы одной отдельно взятой командой.

Хорошо, с кем бы ты хотел выйти сейчас на сцену с гитарою и сыграть?

- Вот черт...

Я бы поиграл с Майком Науменко с удовольствием. Но Майк умер.

Ты один из питерских брэндов, который не нуждается в промоушне. Когда гонки, твое новое амплуа, будут закончены, чем будешь заниматься?

- Я в любом случае не хочу завязывать с автоспортом. Мы с Васей - реально первые русские в GT и мы хотим чтобы к русским, хотя бы на этом маленьком островке автоспорта, начали хотя бы присматриваться. Нас приняли в семью пилотов GT, нам сказали: "Привозите свой флаг и пластинку с гимном". Я не знаю, сколько еще получится отгоняться в GT - год или два. Там видно будет. А потом я займусь организацией автоспортивной школы для детей.

Примечания:
Леха Васильев, он же Вася - дважды чемпион России и единожды партнер Фомы по гоночной команде.
FIA - Международная автомобильная федерация.
GT - класс спортивных автомобилей типа Porsche, Ferrari, Lotus, Viper. По максимальной скорости близки к болидам F1.

Хостинг от uCoz