Статьи.

Самый первый Porsche

Журнал "АвтоМир" писал о первом серийном гибридном автомобиле "Toyota Prius. Автором первого в мире автомобиля такого типа был знаменитый конструктор Фердинанд Порше. Любопытно, что мы называем Порше немецким конструктором, ведь он хорошо известен как отец "Volkswagen". Самый первый PorscheНа самом деле Порше австриец, хотя разница между немцем и австрийцем даже меньше, чем у русского с белорусом. И все же слава Порше началась в Австро-Венгерской империи, границы которой, если спроецировать их на географическую карту современной Европы, захватят не только Австрию и Венгрию, но и Чехию со Словакией и часть Румынии в придачу. Лучшие инженерные умы империи трудились над конструкциями автомобилей, потомки которых известны нам сегодня под чешскими марками "Skoda", "Tatra", венгерской "Ikarus", австрийской "Steyr-Puch". В относительно короткий промежуток времени себя проявили сразу несколько талантливых конструкторов - выходцев из Австрии. Автор авангардных автомобилей, намного опередивших время, Эдмунд Румплер, родом из Вены. Ганс Ледвинка, создавший знаменитое "хребтовое шасси" для машин "Tatra", родился в пригороде австрийской столицы. Йозеф Ганц, один из отцов проекта "Volkswagen", коренной житель Будапешта. Удивительно, что все эти люди и родились примерно в одно и то же время. Среди них и Фердинанд Порше.

История с родословной. Фердинанд Порше появился на свет 3 сентября 1875 года в семье преуспевающего жестянщика из Мафферсдорфа (Богемия). Эта пограничная с Германией область Австро-Венгерской империи обладала особым статусом. С детства у Фердинанда проявилась тяга к электричеству - заметим, области, столь же прогрессивной в те годы, как сегодня электроника. А поскольку ни одна лампочка в Мафферсдорфе не зажигалась без деятельного участия дальнего родственника, то и карьера молодого Порше началась по электрической части. Покровитель направил талантливого юношу в Вену, в электрическую компанию Белы Эггера - теперь это известная "ASEA Brown-Boveri". Нам не дано предугадать, какие открытия были бы сделаны Порше, продвинься он по электромеханической части. Но он родился под иной звездой: в тот год Зигфрид Маркус в Вене построил первый экипаж с двигателем внутреннего сгорания. (Правда, Австрия вспомнила о своем первенстве лишь спустя многие годы, когда Франция и Германия развернули полемику, в какой из этих двух стран создали первый автомобиль.) И так, Порше на роду было начертано направить свои стопы в новом направлении. В прочем, не стоит удивляться "электрической ориентации" будущего автомобилестроителя: ранние модели конструктора имели гибридную силовую установку.

Самый первый PorscheПосле опытов с "гибридами" Порше перешел к традиционным автомобилям, начав сотрудничество с "Austro-Daim-ler", австрийским филиалом известной немецкой компании. Затем он перебирается непосредственно в "Daimler". И заявляет о себе как об универсальном конструкторе, способном разработать как отдельный узел (мотор, коробку передач, мост), так и автомобиль целиком. В те годы, когда устройство автомобиля было достаточно простым, универсальные конструкторы составляли инженерную элиту. Порше с самого начала относил себя к ней. Не заладились отношения в "Daimler"? Получил заказы от конкурентов из "Auto Union".

В 1930 году Порше открыл в Штутгарте, на Кроненштрассе, 14, независимое конструкторское бюро и был буквально завален работой! Поэтому-то он и перебрался в Германию - почувствовал конъюнктуру, понял, какие ветры вскоре задуют в Европе. Аннексировав Австрию, Третий Рейх прекратил деятельность большинства австрийских автомобильных компаний. Исключение сделали для "Steyr", который объединили со "Skoda" в концерн. В таком положении считаться талантливым конструктором мало - надо быть еще и политиком. В истории с созданием "Volkswagen" политики больше, чем техники. Гитлер первым называл австрийца Порше "крупнейшим автомобильным конструктором Германии".

Первый "Porsche". Первый патент на гибридный двигатель Фердинанд Порше получил, когда ему было всего 22 года. Когда он работал у венского кузовных дел мастера Людвига Лонера, владельца фабрики "K & K Hofwagenfabrik Jakob Lohner & Co". Поставщик австрийского Императорского дома Лонер заинтересовался рекордом, установленным 29 апреля 1899 года бельгийцем Камиллом Женатци на электромобиле "Всегда недовольная".

Впервые транспортное средство превысило скорость 100 км/ч. На такое ни один автомобиль с бензиновым двигателем не был способен. И это не давало Лонеру покоя. Короче говоря, Порше и Лонер тоже построили электрический "рекордауто" - со всеми ведущими колесами! Так что это был первый полноприводник. Большая часть массы машины (1800 из 2300 килограммов) приходилась на аккумуляторы. Самый первый PorscheТяжелые батареи и малый радиус действия новинки так и остались непреодолимыми недостатками электромобилей. Требовалось как-то разрешить эту тупиковую ситуацию. В качестве альтернативы Порше предложил Лонеру поставить на электрический экипаж вспомогательный двигатель внутреннего сгорания. Мотор работал бы в паре с генератором, который вырабатывал ток для электромоторов. Более того, Порше задумал разместить электромоторы в передних колесах! В этом случае отпадала необходимость в трансмиссии, в том числе наиболее сложном ее узле - дифференциале. Оба ведущих колеса не имели между собой механической связи. Об отрицательном влиянии большой неподрессоренной массы просто не задумывались. Мощность каждого электромотора составляла 1,84 к‚т (2,5 л.с.) при 120 об/мин, а рабочее напряжение - 90 В. Скорость регулировалась контроллером: электромобиль мог двигаться в трех режимах: до 17, до 37 и до 50 км/ч. Так Порше изобрел первый в мире гибридный автомобиль. Однако он вовсе не был первым, кто создал мотор-колесо или передний привод. В 1897 году братья Грэф построили автомобиль с передними ведущими колесами, использовав шарниры Кардано (и "Lohner", и "Graf" сохранились в Венском техническом музее). Годом позже некто Тозэн во Франции создал переднеприводный экипаж с мотор-колесами. Вспомним и паровую телегу Кюньо 1769 года - тоже переднеприводную!

В чем Порше оказался удачливее других - машины системы "Lohner-Porsche" пользовались успехом. Первый, украшающий теперь экспозицию Венского технического музея, произвел фурор на Парижской Ярмарке 1900 года. Похожее авто заказал кронпринц Австрийский Франц-Фердинанд. Тот самый, про которого бравый солдат Швейк сказал: "А Фердинанда-то нашего убили!" Кронпринца застрелят в Сараево в 1914 году, открыв тем самым череду покушений на важных особ в автомобилях. А в 1906 году патент на систему "Lohner-Porsche" купила компания "Daimler".

Самый первый PorscheСделку организует знаменитый Эмиль Элинек, в честь дочери которого легковые машины заводов Даймлера получили название "Mercedes". Тут-то дело было поставлено на промышленную основу! Гибридные автомобили Порше широко использовались в пожарной охране и медицинской службе, для перевозки товаров. Кроме того, к 1911 году в Германии и Австрии было открыто десять троллейбусных линий протяженностью 50 километров. Троллейбусы с мотор-колесами системы "Lohner-Porsche" получали ток не от бензиновых двигателей, а от проводов. С развитием традиционных автомобилей о машинах с гибридной силовой установкой надолго забыли и вспомнили только недавно в связи с экологическими проблемами.

Основатель династии. Доктор Порше вошел в историю не только как выдающийся автомобильный конструктор, но и как основатель целой династии. Его сын Ферри (1910 - 1998) также стал конструктором и возглавил компанию "Porsche". Дочь Луиза (1905 - 1999) руководила "Porsche Holding". Штаб-квартира этого крупнейшего в Альпийской республике торгового предприятия расположена в Зальцбурге. В 1971-м семейный совет решил вывести внуков из непосредственного управления компанией, так что сыновья Ферри фердинанд Александер (1937), Герхард Антон (1939), Ганс Петер (1941) и Фольфганг Гейнц (1944) являются только акционерами. А вот один из четырех сыновей Луизы - Фердинанд Пиех, названный в честь деда, проявил себя талантливым автомобильным конструктором и предпринимателем. В 2000 году его выбрали "Бизнесменом столетия". Возглавляемая им группа "Volkswagen" известна своими экспериментами в области автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива, однако основная исследовательская деятельность направлена на совершенствование бензиновых двигателей и дизелей.

Хостинг от uCoz