Статьи.

Porsche идет своим путем...

Почти десятилетие назад, в 1993 году, президент и председатель совета директоров компании Porsche Cars North America Фредерик Шваб находился на краю пропасти. Продажи компании в том году в США составили не более 3,713 автомобилей, это девятая часть от того количества, которое было продано американским покупателям всего за несколько лет до этого, в 1986г. Если принять во внимание тот факт, что на долю Соединенных Штатов приходится половина всей продукции Porsche, то для независимого автопроизводителя такое положение вещей было равносильно краху.

«Есть такой фильм, называется "Wall Street", - рассказывал Фред Шваб на состоявшейся недавно презентации Wharton, - в нем молодого самонадеянного руководящего сотрудника обвиняют в незаконных операциях с ценными бумагами, а пожилой джентльмен подходит к нему и говорит «Человек вглядывается в зияющую перед ним бездну и ничего не видит, и вот именно в этот момент у него вырабатывается характер». 1993 год стал для Porsche тем этапом в жизни, когда начал вырабатываться его характер".

Наблюдая за тем, как его конкуренты сдаются на милость автогигантов, Porsche стремился остаться независимым. «Посмотрите на то, что получилось в результате приобретения Ягуара Фордом. S-type – это Lincoln LS с известным всему миру животным на фаркопе, - говорит Шваб явно сожалея о вызывавших восхищение старых моделях Ягуара, - X-series – это среднегабаритный Ford с логотипом Ягуара. Не думаю, что те кому нравился старый E-type пребывают в восторге от того, что делает с автомобилями Ford. Предприятие такой величины как это не имеет представления о том, как продавать машины выпускаемые в небольшом объеме».

В то время как Ягуар пошел по одному пути, Porsche решил выбрать иной, более независимый маршрут. В качестве консультантов он нанял бывших сотрудников Toyota, которые, по словам Шваба, знали, что делать, потому что сами прошли через это. В 50-х годах дела у Toyota обстояли из рук вон плохо и руководство компании предложило сотрудникам в обмен на пожизненную занятость взять на себя ответственность и подотчетность. Рабочие должны были выступить с предложениями по рационализации и улучшению качества выпускаемых автомобилей. В результате появилась новая форма производственной деятельности на автопредприятии, которой сотрудники Toyota впоследствии учили Porsche. Далеко не все подписались под это «обучение». Почти треть дилеров решили не дожидаться развязки, менеджеры уходили в другие компании, зато те, кто остался тогда, процветают сейчас. В 2001 году 200 американских дилеров Porsche продали 25,000 автомобилей, практически полностью восстановив предприятие после рецессии.

Проблема, по словам Шваба, в том, что "во время экономического спада, продукция подобная нашей страдает больше всего. Если мы хотим и в дальнейшем оставаться независимыми, необходимо предпринять соответствующие меры». И Porsche решился на то, чего некоторые его поклонники считают невозможным. К концу этого года компания будет выпускать новый спортивного типа внедорожник Cayenne. Не вдаваясь в технические и коммерческие детали, Шваб заявил, что Cayenne будет конкурировать с BMW, Merсedes и Lexus. Его не волнует тот факт, что Porsche SUV появится на рынке позже своих конкурентов. «В конце концов, - говорит он, - Mercedes появился на рынке раньше Lexus, но никто и не думал о том, что Lexus не должен выпускать свою модель».

«Более того мы делаем автомобиль, который будет отличен от тех практичных машин наших конкурентов, которые хороши во внедорожных условиях, и абсолютно необходимы для походов по магазинам и воскресных поездок. И главное отличие автомобилей Porsche в том, что их техническое совершенство служит источником удовольствия, радости и беспечности, получаемых от вождения этих машин. Сейчас у меня Lexus, и я не испытываю особого удовольствия от того, что мне приходится каждый раз въезжая в гараж складывать боковые зеркала. Cayenne будет другим: он будет быстрее, динамичнее и комфортнее. Не «задумываясь» он будет разгоняться до 60 миль в час за 5.4 секунды. Это будет спортивного типа внедорожник, который полюбится поклонникам спортивных автомобилей».

Именно таким Шваб планирует представить Cayenne в рекламной кампании. Ссылаясь на статистические данные, согласно которым у более чем 40% владельцев Porsche имеется еще и SUV, а также принимая во внимание тот факт, что покупатели и дилеры Porsche очень лояльны, можно сказать, что большинство из них захочет приобрести SUV made by Porsche. Кроме того необходимо учесть, что это люди 40-50 лет, у которых есть семья, дети, и это само по себе немаловажная причина для того, чтобы купить SUV.

"На территории бывшей Восточной Германии, в Лейпциге, - продолжает Шваб, - мы строим завод на 950 акрах. Это приблизительно четыре поля для гольфа. Сейчас Porsche самое прибыльное автопредприятие в мире. С Cayenne мы сможем остаться сами по себе даже в сложные времена".

В настоящее время Porsche делает всего две модели: Boxster и 911. Но после представления Cayenne, в конце 2003 -го ожидается появление Carrera GT. Это будет двухместное купе, весом 900 кг и мощностью 560 л.с. По оценкам Шваба, стоимость этого суперкара составит не менее $ 350,000. А "количество собранных депозитов, сумма каждого из которых составляет $ 50.000, соориентирует нас на количество продаж. Не думаю, что это машина для всех и каждого. Это не Golf и не Passat, основное предназначение которых доставить вас из точки А в точку Б, что, согласитесь, не интересно. Наш автомобиль в этом смысле будет воплощением того, что можно назвать удовольствием в области автомобилестроения и это тот рынок, на котором мы хотим удержаться. Но для этого нам необходимо оставаться независимыми. Члены американских клубов Porsche наверняка осудят нас за появление внедорожника в строю Porsche, но они просто не знают бизнеса. Нам, для того, чтобы сохранить их любимые 911-е нужно найти нишу в чем-то еще. Это основы современной бизнес-деятельности".

Шваб говорит, что Porsche мог бы попытаться не менять своей позиции. И возможно, что не будь того экономического краха в начале 90-х, ему бы это удалось. «Всегда проще чего-то не делать. Но возникающие в бизнесе трудности вынуждают предприниамть какие-то шаги, а это в свою очередь делает вас сильнее и опытнее. Cayenne удвоит продажи компании, несмотря на незначительное увеличение численности работников, а кроме того он позволит нам и дальше разрабатывать и представлять на рынок качественное автомобили".

Хостинг от uCoz